Я думаю, что каждый родитель ответит: «Конечно, да!». Вы можете помочь своему ребёнку стать именно таким. До школы у ребёнка целых 7 лет, но пролетают они очень быстро. Не упустите время, чтобы помочь ему. Что же для этого нужно делать?
Хотите, чтобы Ваш ребёнок был успешным в школе?
Я думаю, что каждый родитель ответит: «Конечно, да!». Вы можете помочь своему ребёнку стать именно таким. До школы у ребёнка целых 7 лет, но пролетают они очень быстро. Не упустите время, чтобы помочь ему. Что же для этого нужно делать?
Когда малыш появляется на свет, он изучает этот мир – ему всё интересно. Родители – его первые учителя.
Они учат своего ребёнка первым движениям («наш уже сам умеет сидеть», «а моя сегодня сделала сама первый шаг»…), манипуляциям с предметами (как пользоваться ложкой, как играть с той или иной игрушкой и т.д.), учат произносить первые слова, понимать их смысл («дай мне, пожалуйста, кубик», «посмотри, какая кошечка» и т.д.). Многие родители покупают детям (2-3 лет) развивающие игрушки: всевозможные шнуровки, пирамидки, вкладыши, крупные мозаики, пазлы, логические кубы, крупные строительные наборы (из материала безопасного для детей этого возраста – пластмассы или поролона «мягкие модули») и т.д. Это очень хорошо, тем более что сейчас их очень большое разнообразие и такие игрушки действительно помогут ребёнку развиваться, если взрослые покажут, как играть с такими игрушками. Для развития речи ребёнка родителям помогут книги для малышей. Кто-то скажет, что сейчас очень много мультфильмов, поэтому чтение книг не обязательно. Мультфильмов много, но многие «мультяшные герои» слова произносят неправильно (искажают, сюсюкают и т.д.) да и время просмотра у детей должно быть ограничено – во благо его здоровья. Если малышу дома регулярно читают сказки, то потом и в детском саду он с удовольствием слушает их. Любовь к чтению книг очень пригодится детям в школе.
В 2-3 года дети идут в детский сад, где они с помощью воспитателей учатся правилам поведения в коллективе своих сверстников, вырабатывают культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, продолжают познавать окружающий мир через занятия, организованные в игровой форме. В этом возрасте ребёнок особенно радуется, что у него получается что-то сделать самостоятельно, ведь воспитатель его обязательно похвалит и поэтому малыш часто говорит «я сам» («я сама»). В этот момент родителям необходимо дать ребёнку время для выполнения определённого действия самостоятельно (например, надеть что-нибудь). Но, к сожалению, очень часто родители спешат и поэтому всё делают за ребёнка сами.
Когда ребёнок пошёл в детский сад многие родители считают, что дальше ребёнка всему должны научить воспитатели. Воспитатели учат, но только совместная работа педагогов с родителями помогут ребёнку в дальнейшем его развитии. Одно из главных условий – это соблюдение режима пребывания детей в детском саду (приход ребёнка в детский сад до проведения утренней гимнастики, т.е. до 8.00ч., тогда ребёнок вовремя позавтракает и вместе со всеми детьми на занятиях получит необходимые знания), регулярное посещение (а не через день, или например, мама по понедельникам выходная, поэтому ребёнок в детский сад не ходит, а в этот день по расписанию проходит определённый вид образовательной деятельности, который воспитанник пропускает, исключение, конечно, отсутствие ребёнка по болезни).
Во время образовательной деятельности, а она в детском саду осуществляется в течение всего дня (занятия, режимные моменты, свободная деятельность), дети получают определённые знания и умения, в дальнейшей деятельности закрепляют их. На сайте нашего детского сада родители могут ознакомиться с тем, что может (а лучше должен) знать и уметь ребёнок в соответствии с его возрастом. Если, родители внимательно ознакомятся, то поймут, что есть такие моменты, где без помощи родителей ребёнку не обойтись. Дети подготовительной группы в детском саду закрепляют знания о том, как называется страна, город в котором они живут и т.д., а вот знать свой домашний адрес, как зовут его родителей, бабушек и дедушек (имеется ввиду полное имя и отчество) ребятам должны помочь родители. Семилетний ребёнок должен знать не только своё имя и фамилию, но и отчество (понимать, что у него отчество Алексеевич, потому, что его папу зовут Алексей).
В детском саду дети учат наизусть стихи, учатся пересказывать небольшие рассказы, сказки в соответствии с программными требованиями – что помогает развивать правильную литературную речь детей. Каждый родитель, общаясь, со своим ребёнком может узнать, что же он сегодня делал в детском саду. На стендах в родительском уголке каждой возрастной группы есть расписание непосредственно-образовательной деятельности (занятий) – подсказка для родителей. Если ребёнок затрудняется Вам ответить, Вы можете у него узнать, задавая вопросы, одновременно играя с ним: «А давай, я угадаю? Вы сегодня учили стихотворение? Или сказку? А может скороговорку? А что же тогда?» (если в расписании занятий в этот день было развитие речи). Обращайте внимание на ответы своего ребёнка. Чем старше ребёнок, тем его ответы должны состоять из более сложных или нескольких предложений. На детских утренниках Вы можете увидеть, как другие дети Вашей группы читают стихи и представить, как бы смог прочитать это стихотворение Ваш ребёнок.
Хочется обратить внимание родителей на то, что с ребёнком уже с 2-3 лет нужно разговаривать как со взрослым (не сюсюкать, не искажать слова, повторяя за ребёнком, например: «ты хочешь смотлеть телевизол?»), если ребёнок произносит слово неправильно, повторите это же слово (ненавязчиво) так как его нужно говорить правильно (например: «ты хочешь смотреть телевизор?»), чтобы ребёнок слышал Вашу правильную речь, ведь он очень хочет быть таким как Вы и старается Вам подражать. Иногда, с проблемами ребёнка в звукопроизношении, необходимо обратиться за помощью к специалисту (логопеду, дефектологу и т.д.). К 4-5 годам ребёнок должен произносить все звуки правильно, если есть проблемы – не упустите время, чтобы помочь ребёнку. Это тоже необходимое условие для успешной учёбы в школе (ребёнок, когда пишет слово, мысленно произносит его и может допустить ошибку, если он произносит его неправильно).
Выше мы уже говорили, о развивающих играх (пазлы, мозаики, конструкторы и т.д.), но я ещё хочу обратить Ваше внимание на них, так как такие игры нужны детям любого возраста. Малышу Вы выбирали игры с крупными деталями, а детям старшего дошкольного возраста необходимо выбирать игры с мелкими деталями. Это необходимо, чтобы развивать мелкую моторику рук своего ребёнка (чтобы ребёнок мог уверенно держать карандаш, кисть, ручку, ножницы). В современном мире одежда детей очень изменилась: на смену пуговиц – пришли молнии, шнурки, застёжки на обуви – заменили липучки, крючки; даже в быту обычные водопроводные краны, которые чтобы открутить ребёнку, необходимо было приложить усилие, а сейчас: кран поднял – вода пошла, опустил – кран закрыл. Конечно же, это очень удобно, но для развития мелкой моторики рук малышей – это минус. Поэтому, выбирая развивающие игры для детей, остановите свое внимание на играх, в которых ребёнок будет откручивать (закручивать) какие-то детали; перебирать мелкие детали (например, мозаики содержащие детали различной формы); учиться шнуровать, завязывать бантики; застёгивать (расстегивать) разного вида застёжки. Впрочем, если проявить фантазию такие игры можно изготовить вместе с ребёнком. Очень полезный вид детской деятельности – это лепка (из пластилина, теста и т.д.), причём, чем плотнее материал для лепки, тем лучше будет развиваться мелкая моторика рук. Проверить развитие моторики рук Вашего ребёнка (4-5 лет) Вам поможет очень простой тест (который будет проходить под Вашим постоянным контролем) – предложите ребёнку вырезать какую-нибудь картинку, например из рекламного журнала, вначале прямоугольной (квадратной) формы, потом круглой (овальной), затем более сложной. Если у ребёнка не получается, предложите ему порезать лист бумаги на полоски (такие задания нужно выполнять с ребёнком регулярно).
Теперь немного о развитии математических представлений ребёнка. Многие родители стараются выучить с ребёнком цифры, но самое главное это то, чтобы ребёнок понимал, что обозначает цифра (определённое количество предметов). В этом Вам могут помочь наглядные пособия, в которых, например, рядом с цифрой 3 нарисованы 3 котёнка и т.д., потом можно предложить ребёнку поиграть: «Вот цифра 1 – смотри у тебя в игрушках 1 жираф, а сколько котят, давай посчитаем, и посмотрим, какой цифрой обозначается это количество». В зависимости от возраста ребёнка игры усложняются (сравнивается количество игрушек, усваиваются математические понятия, например 2 меньше 3, а 5 больше 2; что нужно сделать, чтобы игрушек было одинаковое количество (поровну) и т.д.). Дети семилетнего возраста должны уметь ориентироваться в пространстве (знать, где право, лево; что значит впереди, сзади, посредине, над, под и т.д.).
В заключении я хочу немного успокоить родителей, дело в том, что все необходимые знания и умения ребёнок получает в детском саду. Но все дети разные, как и мы с Вами, некоторым необходима дополнительная помощь – Ваша или специалистов. Общайтесь со своим ребёнком, с воспитателями об успехах и неудачах ребёнка, чтобы вовремя можно было всё исправить.
Не упустите время! И ваш ребёнок будет успешным в школе!