Цели:  развивать связную речь;  обобщать и систематизировать знания детей о жанрах литературных произведений, об основных чертах народной сказки; активизировать словарь; развивать внимание, память, мышление, воображение; прививать любовь к родному языку посредством художественной литературы.

Материалы и оборудование: письмо от героев, литературные произведения, портреты писателей, рисунки по мотивам сказок и рассказов, предметы – загадки из сказок, карточки с изображениями героев произведений, настольный театр.

о1 2 о1 3 о1 1

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. 

Воспитатель:   (берет со стола конверт)  Смотрите, ребята, в детский сад пришло письмо. От кого же оно? Давайте, откроем конверт и прочтем.

«Помогите! Произошло невероятное происшествие! Сегодня в библиотеку явился невоспитанный мальчик. Он брал с книжных полок одну за другой книги, не возвращая их на место. Вскоре на его столе оказалось множество разных книг.  Вдруг он вспомнил, что ему пора идти домой и ушел. А книги так и остались лежать в беспорядке на столе. Все произведения перемешались, их герои перепутались. Теперь мы не знаем, как же нам попасть домой в наш Цветочный город. Я и все мои друзья – коротышки Винтик, Шпунтик,  Пончик, Сиропчик и Пилюлькин  просим, пожалуйста, помогите нам!»

Письмо без подписи, ребята, а вы поняли от кого оно? Кто просит о помощи?

(Дети отвечают, что это Незнайка, герой сказки Н. Носова)

Вы согласны помочь героям вернуться в свои литературные произведения? Для этого нам потребуется смекалка и знания!  А для начала надо вспомнить, что такое библиотека?  (Дети отвечают)

Воспитатель: Верно, это место, где хранится множество интересных книг, в которых содержится много знаний, полезной информации и увлекательных художественных произведений. Мы с вами часто читаем и уже знакомы с  жанрами литературных произведений. Давайте их вспомним. (Дети называют – сказки, рассказы, стихотворения)

Воспитатель: Верно. А я сейчас загадаю вам загадки и проверю, узнаете ли вы  знакомых героев?

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил… 

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собачка Жучка

Деду с бабкой помогали

Корнеплоды собирали…

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка

Хороша малютка, просто

С  дюйм была малышка ростом…

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый  доктор …  

С Колобком и Бармалеем,

С Золушкой и Златовлаской,

С Белоснежкой и Кощеем

Всех нас познакомит... (сказка)

Воспитатель: Ребята, а что такое сказка?

(Дети отвечают, что сказка - это волшебная история со счастливым концом и обязательно победой добра над злом. В сказках присутствует волшебство и происходят разные невероятные приключения).

Воспитатель:

·        Какие бывают сказки? (дети - народные и авторские сказки)

·        С каких слов начинается сказка? (дети – со слов  «Жили – были…» или  «В некотором царстве…»)

·   Чему учат сказки? (дети – учат добру, справедливости, что доброму человеку обязательно вернется добро, зло будет побеждено)

Воспитатель: Теперь предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка!» Надо угадать героев по картинке и назвать сказку. (Проводится игра)

Воспитатель:  А теперь посмотрите на эти предметы.  Они не простые, это загадки.  Давайте подумаем, в каких сказках встречаются эти предметы.  (дети называют сказки)

otkr zan 1

Физминутка:

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая!

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко.

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит.

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает.

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает.

 Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко.

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело.

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень любим народные сказки, но вам известны и авторы русских и зарубежных сказок. Давайте их тоже назовем!

(дети перечисляют любимые сказки)

Воспитатель:  Ребята, мы с вами всем сказочным героям помогли вернуться в сказку,  но у нас еще остались  герои произведений.  Я назову авторов, а вы - их произведения. 

·        Агния Барто  (дети – стихи из цикла «Игрушки»)

·        Юрий Кушак (стих – е « Олененок»),

·        Иван Суриков (стих – е «Белый снег»)

·        Самуил Маршак («Сказка о глупом мышонке»)

Скажите, ребята, а как называют авторов, которые пишут стихи? (дети – поэты). Молодцы! А их произведения – стихи -  называют поэзией. 

И все же  у нас остались еще герои, которым надо помочь вернуться в их родные произведения.  Как вы думаете, что это за герои? (воспитатель дает небольшие подсказки) Истории с героями этих произведений случались на самом деле или могут случиться в жизни.

(дети отвечают, что такие произведения называются рассказами)

Воспитатель: Правильно. Рассказы, как и другие произведения, имеют свой характер, который может быть как грустным, трогательным, так и веселым, насмешливым, игривым. Давайте вспомним знакомые произведения.

·        Герой какого произведения очень хотел пойти учиться в школу, но был еще мал?

·        Кто автор «Филипка»?

·        Назовите имя великого русского писателя и нашего земляка?

·        Назовите произведение, героиню которого называли в рассказе теткой?

·        Чем окончился рассказ о Каштанке?

·        Как называется рассказ о вороне Геннадия Спирина?

·        Кто автор юмористического рассказа для детей «Живая шляпа»?

·        Какие еще рассказы Николая Носова вам знакомы?

(Дети отвечают на вопросы мини - викторины)

Воспитатель: Какие вы молодцы! На все вопросы вы ответили верно! Благодаря своей смекалке и знаниям вы дружно помогли всем героям вернуться в свои произведения. Все книги расставлены по местам. Я думаю, Незнайка с друзьями уже попал в Цветочный город и остался очень доволен! А вам, ребята, понравилось наше занятие? Мне тоже! Вы все очень порадовали меня! И заслужили медали!

otkr zan 2 DSC 5716 DSC 5723