Цели: развивать связную речь; обобщать и систематизировать знания детей о жанрах литературных произведений, об основных чертах народной сказки; активизировать словарь; развивать внимание, память, мышление, воображение; прививать любовь к родному языку посредством художественной литературы.
Материалы и оборудование: письмо от героев, литературные произведения, портреты писателей, рисунки по мотивам сказок и рассказов, предметы – загадки из сказок, карточки с изображениями героев произведений, настольный театр.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: (берет со стола конверт) Смотрите, ребята, в детский сад пришло письмо. От кого же оно? Давайте, откроем конверт и прочтем.
«Помогите! Произошло невероятное происшествие! Сегодня в библиотеку явился невоспитанный мальчик. Он брал с книжных полок одну за другой книги, не возвращая их на место. Вскоре на его столе оказалось множество разных книг. Вдруг он вспомнил, что ему пора идти домой и ушел. А книги так и остались лежать в беспорядке на столе. Все произведения перемешались, их герои перепутались. Теперь мы не знаем, как же нам попасть домой в наш Цветочный город. Я и все мои друзья – коротышки Винтик, Шпунтик, Пончик, Сиропчик и Пилюлькин просим, пожалуйста, помогите нам!»
Письмо без подписи, ребята, а вы поняли от кого оно? Кто просит о помощи?
(Дети отвечают, что это Незнайка, герой сказки Н. Носова)
Вы согласны помочь героям вернуться в свои литературные произведения? Для этого нам потребуется смекалка и знания! А для начала надо вспомнить, что такое библиотека? (Дети отвечают)
Воспитатель: Верно, это место, где хранится множество интересных книг, в которых содержится много знаний, полезной информации и увлекательных художественных произведений. Мы с вами часто читаем и уже знакомы с жанрами литературных произведений. Давайте их вспомним. (Дети называют – сказки, рассказы, стихотворения)
Воспитатель: Верно. А я сейчас загадаю вам загадки и проверю, узнаете ли вы знакомых героев?
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил…
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собачка Жучка
Деду с бабкой помогали
Корнеплоды собирали…
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка
Хороша малютка, просто
С дюйм была малышка ростом…
Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
С Колобком и Бармалеем,
С Золушкой и Златовлаской,
С Белоснежкой и Кощеем
Всех нас познакомит... (сказка)
Воспитатель: Ребята, а что такое сказка?
(Дети отвечают, что сказка - это волшебная история со счастливым концом и обязательно победой добра над злом. В сказках присутствует волшебство и происходят разные невероятные приключения).
Воспитатель:
· Какие бывают сказки? (дети - народные и авторские сказки)
· С каких слов начинается сказка? (дети – со слов «Жили – были…» или «В некотором царстве…»)
· Чему учат сказки? (дети – учат добру, справедливости, что доброму человеку обязательно вернется добро, зло будет побеждено)
Воспитатель: Теперь предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка!» Надо угадать героев по картинке и назвать сказку. (Проводится игра)
Воспитатель: А теперь посмотрите на эти предметы. Они не простые, это загадки. Давайте подумаем, в каких сказках встречаются эти предметы. (дети называют сказки)
Физминутка:
Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая!
Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко.
Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит.
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает.
Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает.
Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко.
С мышкой быстро и умело репку вытянули смело.
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень любим народные сказки, но вам известны и авторы русских и зарубежных сказок. Давайте их тоже назовем!
(дети перечисляют любимые сказки)
Воспитатель: Ребята, мы с вами всем сказочным героям помогли вернуться в сказку, но у нас еще остались герои произведений. Я назову авторов, а вы - их произведения.
· Агния Барто (дети – стихи из цикла «Игрушки»)
· Юрий Кушак (стих – е « Олененок»),
· Иван Суриков (стих – е «Белый снег»)
· Самуил Маршак («Сказка о глупом мышонке»)
Скажите, ребята, а как называют авторов, которые пишут стихи? (дети – поэты). Молодцы! А их произведения – стихи - называют поэзией.
И все же у нас остались еще герои, которым надо помочь вернуться в их родные произведения. Как вы думаете, что это за герои? (воспитатель дает небольшие подсказки) Истории с героями этих произведений случались на самом деле или могут случиться в жизни.
(дети отвечают, что такие произведения называются рассказами)
Воспитатель: Правильно. Рассказы, как и другие произведения, имеют свой характер, который может быть как грустным, трогательным, так и веселым, насмешливым, игривым. Давайте вспомним знакомые произведения.
· Герой какого произведения очень хотел пойти учиться в школу, но был еще мал?
· Кто автор «Филипка»?
· Назовите имя великого русского писателя и нашего земляка?
· Назовите произведение, героиню которого называли в рассказе теткой?
· Чем окончился рассказ о Каштанке?
· Как называется рассказ о вороне Геннадия Спирина?
· Кто автор юмористического рассказа для детей «Живая шляпа»?
· Какие еще рассказы Николая Носова вам знакомы?
(Дети отвечают на вопросы мини - викторины)
Воспитатель: Какие вы молодцы! На все вопросы вы ответили верно! Благодаря своей смекалке и знаниям вы дружно помогли всем героям вернуться в свои произведения. Все книги расставлены по местам. Я думаю, Незнайка с друзьями уже попал в Цветочный город и остался очень доволен! А вам, ребята, понравилось наше занятие? Мне тоже! Вы все очень порадовали меня! И заслужили медали!